ЭТО ЕЩЕ И МАРКА АВТОМОБИЛЕЙ, УНИКАЛЬНЫХ И ЕДИНСТВЕННЫХ В СВОЕМ РОДЕ. И ХОТЯ НАИБОЛЕЕ ВЫДАЮЩИЙСЯ ЕЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ - ЛЕГЕНДАРНЫЙ ТРЕХОСНЫЙ ГРУЗОВИК, НА «РОДНОМ» ПРЕДПРИЯТИИ ВЫПУСКАЛСЯ НЕДОЛГО, ЕГО «ЖИЗНЬ» УСПЕШНО ПРОДОЛЖАЛАСЬ НА НЕСКОЛЬКИХ ДРУГИХ КОНВЕЙЕРАХ В ОБЩЕЙ СЛОЖНОСТИ ОКОЛО ПОЛУВЕКА. И ДО СИХ ПОР ЭТОТ ВЕЗДЕХОД ПОЛЬЗУЕТСЯ ОГРОМНЫМ АВТОРИТЕТОМ И УВАЖЕНИЕМ У ВОДИТЕЛЕЙ НЕСКОЛЬКИХ КОНТИНЕНТОВ.
В далекие теперь уже семидесятые годы в СССР большим праздником для детворы было посещение чехословацкого Луна-парка. Обилие невиданных доселе аттракционов и гарантированные утешительные призы - «ковбойские жевачки», магнитом притягивали сюда тысячи мальчишек и девчонок. Среди всего этого праздника мое внимание привлек грузовик-фургон настолько диковинного и своеобразного вида, что, увидев лишь раз, его уже невозможно было забыть или с чем-то спутать.
Крохотный, будто игрушечный, капотик; высоко посаженная необычная кабина с дверцами, открывавшимися назад; мосты - все ведущие, причем, что особо поразило, балки осей располагались гораздо выше ступиц! Сейчас-то понятно, что эту особенность придают колесные редукторы, но тогда... Четырехоконные колесные диски и плоские ступицы роднили машину с немецкой «Ифой», но нигде не было ни названия, ни фирменного знака, позволившего бы установить марку этого «чуда». Грузовик неброского серого цвета был столь необычен и колоритен, что долго не выходил из головы, невольно за ставлял допытываться до «истины», что же это за машина? В то время все богатство нашего автомобильного мира ограничивалось несколькими отечественными моделями, до боли примелькавшимися глазу. Такое однообразие нарушалось лишь кое-какой стариной, не успевшей загреметь в утиль, да партиями зарубежных машин, в основном из социалистических стран. Но если «татры», «шкоды» или «ифы» встречались на отечественных дорогах довольно часто, то эти диковинные грузовики были весьма редки. И далеко не сразу узнал я, что носят они гордое и красивое имя древней и вечно юной чешской столицы - Праги. А помогла в этом заметка из популярного тогда журнала «Техника - молодежи» (№12 за 1977 г.) под заголовком «Автозаводу «Прага» - 70 лет» с кратким изложением истории предприятия и снимком той самой диковинной машины: «Прага-ВЗС» - автомобиль для пересеченной местности».